Методика М.Монтессори
Свою педагогическую систему Мария Монтессори называла системой самостоятельного развития ребенка в дидактически подготовленной среде. Системе Монтессори более 100 лет.
Методика М. Монтессори основывается на глубочайшем уважении к ребенку и осознании того, что каждый ребёнок уникален и требует индивидуального подхода в своем развитии с самых первых дней жизни, чтобы раскрыть весь заложенный в нем потенциал.
Основная цель методики М. Монтессори заключается в том, чтобы подвигнуть ребенка к самообучению в специально подготовленной с помощью дидактических материалов среде. Этому призваны способствовать основные принципы методики:
- индивидуальная программа обучения;
- максимальная свобода ребенка;
- минимальное вмешательство в деятельность ребенка.
Для реализации методики необходимо организовать пространство таким образом, чтобы, попадая в него, ребенок начинал обучаться самостоятельно.
Важность Монтессори-материалов огромна. Занимаясь с ними, ребенок учится, не замечая этого, учится легко, играя. С помощью Монтессори-материалов ребенок познает мир, развивает логическое и пространственное мышление, мелкую моторику, координацию движений.
Занятия по методике никогда не рано начинать. Ребенку первого года жизни уже будет интересно знакомиться с Монтессори-материалами.
По убеждению М. Монтессори, каждый ребенок нуждается в индивидуальной программе развития, приспособленной исключительно для него. Каждый ребенок сам решает, чем ему лучше заниматься: чтением, рисованием, географией или лепкой, и осваивает это в индивидуальном темпе. При этом педагог выступает в роли наблюдателя и не вмешивается в действия детей, а лишь создает им условия для занятий. Педагог вправе вмешаться и помочь ребенку, если малыш не может выбрать себе материал или не знает, что с ним делать (педагог лишь делает мини-презентацию или объясняет суть).
Можно было бы сказать еще немало хороших и добрых слов в адрес великого педагога и гуманиста Марии Монтессори и ее методике раннего развития. Но нам бы хотелось, все-таки, остановиться и на минусах, которые, как это ни прискорбно, есть и в этой системе.
Главный минус заключается в том, что методика раннего развития Монтессори, великолепно развивая аналитические способности, логику,мелкую моторику рук, то есть, те сферы деятельности, которые контролирует левое полушарие, практически не уделяет внимание "творческому" правому полушарию, которое, в отличие от левого, познает мир целостно.
В классическом Монтессори-садике дети не играют в спонтанные творческие игры, здесь их считают бесполезными, не помогающими интеллектуальному развитию ребенка, а, наоборот, тормозящими его. А ведь на самом деле - и это убедительно доказывают все авторитетные педагогические и психологические исследования последнего столетия - без ролевой игры невозможно не только нормальное эмоциональное, но и интеллектуальное развитие ребенка.
Столь же решительно отвергает методика раннего развития ребенка- Монтессори и детское художественное творчество, в частности, рисование. Не стоит сбрасывать со счетов и то, что система методики раннего развития ребенка Монтессори в ее классическом виде подходит далеко не всем детям. Ребенок, склонный к аутизму, может здесь окончательно замкнуться, уйти в себя. Гиперактивный шумный ребенок, которому трудно регулировать свое поведение, справляться со своими эмоциями, тоже будет чувствовать себя крайне некомфортно, вызывая, к тому же, недовольство воспитателей. Вряд ли пойдет на пользу система методики развития Монтессори и детям творчески одаренным детям, у которых доминирует правое полушарие: помимо того, что здесь их уникальные способности не будут в должной мере востребованы, способ познания мира, который предлагает Мария Монтессори, им абсолютно чужд и непонятен.
Но все же, безусловные плюсы методики раннего развития Монтессори очевидны и доказаны временем.
Поэтому важно брать только самое лучшее от каждой методики и грамотно совмещать, что, собственно, и делают педагоги нашего центра.
Прочитайте внимательно труды великой Монтессори и попробуйте увидеть своего ребенка ее глазами: он уникален и неповторим; он наделен от природы безграничными возможностями и жаждой познания, и задача любящих, мудрых родителей - уважать право ребенка быть самим собой, ежедневно и ежечасно создавать для него развивающую среду, в которой он мог бы удовлетворить свою любознательность, мягко и тактично направляя кроху на пути познания, полном радостных открытий и озарений. Вот - главный урок Марии Монтессори.