Методика Бориса Никитина
Никитин Борис Павлович – самый известный отечественный мастер методики раннего развития детей.
Он выдвигает следующие 5 условий успешного развития творческих способностей:
- Раннее начало.
- Насколько это возможно, заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную его творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться.
- Максимальное напряжение сил (ребенка).
- Ребенку надо предоставлять большую свободу в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов работы и т.д.
- Ненавязчивая, умная, доброжелательная помощь взрослых.
Б. Никитин – сторонник развития творческих способностей ребенка. Все способности, кстати, он делит на исполнительские (внимание, память, умение копировать действия других, повторять увиденное или услышанное, умение довести профессиональный навык до автоматизма и т.п.) и уже упомянутые творческие (наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности и т.д.).
Борис Никитин придумал множество развивающих игр для своих детей. Эти игры и упражнения поистине уникальны, и до сих пор ни в нашей стране, ни за рубежом не создано ничего, что смогло бы превзойти по своим дидактическим возможностям кубики Никитина: «Сложи узор», «Сложи квадрат», «Уникуб».
Развивающие игры Никитина объединяют один из основных принципов обучения - от простого к сложному - с очень важным условием творческой деятельности - делать всё самостоятельно. Этот союз позволил разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей:
1. Развивающие игры могут дать пищу для развития творческих способностей с самого раннего возраста.
2. Их задания-ступеньки всегда создают условия, опережающие развитие способностей.
3. Поднимаясь каждый раз самостоятельно до своего "потолка", ребенок развивается наиболее успешно.
4. Развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию, а кроме того, как и любые игры, не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества;
5. Играя в эти игры со своими детьми, родители незаметно для себя приобретают очень важное умение - держать себя в руках, не мешать ребенку самому размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и должен сделать сам.